Назад в журнал

Покупка гранитного щебня в Карелии

Разбираем особенности логистики, географию и экономику поставок щебня из Карелии.

22
03.2018

Почему именно карельский гранит?

Карелию именуют «краем тысячи озер». Но эту республику можно было бы назвать и «краем карьеров». Уже не одно десятилетие здесь развивается горнодобывающая промышленность, в которую вкладываются большие инвестиции. Добывается гранит, диорит, диабаз, базальт.

Основные потребители гранитного щебня – Москва и Санкт-Петербург, где 90 % этого сырья – карельского происхождения.

Качественные характеристики гранитного щебня варьируются в зависимости оттого, на каком карьере ведется добыча и в каких пластах. Однако чаще всего основные характеристики карельского гранита следующие:
Марка прочности: М1200-М1400, Морозостойкость: F300,  : I-ая, II-ая и III-я группы.

Показатели лещадности зависят от оборудования, с помощью которого ведется добыча. Старая советская техника не позволяет добывать щебень I-ой группы лещадности, тогда как новое образцы техники прекрасно справляются с этой задачей.

Гранит добывается также на Урале и Кавказе, но его транспортировка железной дорогой является наиболее рентабельной именно из Карелии. Причиной тому не только меньшая удаленность региона, но и тот факт, что вагоны уходят загруженными другими материалами. Это выгодно компаниям, сдающим вагоны в аренду.

Реже на рынке европейской части России встречается гранитный щебень из Украины и Белоруссии.

Стоит отметить, что существенного различия в качестве этой магматической породы, добытой в разных регионах – нет.

Почти все карьеры в Карелии имеют собственные железнодорожные ветки. Погрузка гранита в вагоны происходит на разработке, потому что перевозка автотранспортом с карьера до железнодорожных станций коммерчески неоправданна.

Покупка гранитного щебня в Карелии

Есть два пути поставки гранитного щебня из Карелии: баржами или поездами. Каждый из них имеет свои преимущества, но тот или иной способ транспортировки сырья в то же время сопряжен и с определенными трудностями. Рассмотрим их подробнее.

Общая маржинальность бизнеса по поставке нерудных материалов составляет не более 8%.

Доставка гранитного щебня вагонами

Строительный рынок Петербурга и Москвы неуклонно растет, причем, в связи с реновацией в столице здесь стоит ожидать «бум» потребления строительных материалов. Однако даже с учетом возрастающих потребностей крупных городов, о нехватке нерудного сырья говорить не приходится.

Основная проблема, с которой сталкиваются поставщики сырья из Карелии, и которая, судя по всему, будет только нарастать – это дефицит грузовых вагонов. Особенно остро эта нехватка ощущается в период строительного сезона. Между компаниями-поставщиками разыгрывается конкурентная борьба с тем, чтобы загодя обеспечить себя транспортом.

При этом даже, если вагоны забронированы и внесена предоплата, это еще не гарантия того, что они действительно будут предоставлены в договорной срок. Как показывает практика, деньги за бронирование вагонов можно заплатить, но вагонов в итоге не получить, потому что у компании, которая предоставляет их в аренду, возникнут какие-то свои трудности. Конечно, деньги арендодатели возвращают, но делают это порционно и, как правило, процесс растягивает до полугода.

Из Карелии грузовой состав в Москву идет от четырех до семи дней. Срок зависит от сезона. Например, летом, когда увеличивается количество пассажирских поездов в связи с отпусками, грузовые составы могут по несколько дней простаивать на запасных путях – в так называемых отстойниках, чтобы разгрузить трафик. Тогда путь гранита из Карелии может растянуться до десяти дней. Добавим сюда день на выгрузку, день на транспортировку до объекта заказчика.

Таким образом, не только нехватка вагонов, но и перегруженный трафик летом являются основными проблемами для поставщиков гранитного щебня из Карелии.

В холодное время года, в конце осени, ранней зимой, иные трудности, связанные с перепадом температур. Например, щебень может быть погружен в Карелии в сухую погоду, но за время его транспортировки пройдет дождь, а к приезду на место разгрузки температура уйдет в минус. Тогда щебень замерзнет в цельный монолит, и для его разгрузки потребуется привлечение живой силы, что, соответственно, повлечет дополнительные издержки.

Как правило, поставщики либо заказывают сырье сразу с доставкой по железной дороге, либо вводят в собственное штатное расписание должность сотрудника, который отвечает за транспортные связи. На него же возлагается работа по поиску и бронированию вагонов.

Доставка гранитного щебня баржами

Погрузка гранитного щебня на баржи, как и другого нерудного сырья, добытого в Карелии или Ленинградской области, осуществляется в портах Петербурга. Отсюда несколькими речными путями – через канал имени Москвы, верхней Волгой или Волго-балтийским водным путем – баржи идут в Москву, в Северный или в Южный речные порта.

2.jpg

Доставка баржами специфична. Навигация – то есть судоходство – из Петербурга в Москву официально открывается 15 апреля. Около месяца уходит на то, чтобы ввести барже-буксирные составы в нормальный, регулярный режим работы. А заканчивается навигация 1 ноября. Таким образом, этот способ транспортировки доступен максимум пять-шесть месяцев в году.

Многое зависит оттого, какой выдалась зима. Если снежные осадки были обильны, весной и летом уровень воды в реках позволяет проходить большегрузным баржам, которые перевозят по 5-7 тысяч тонн. Однако последние несколько зим в этом смысле «подвели», и баржи использовались небольшие - на 1-2 тысячи тонн груза.

Проблема проходимости больших барж усугубляется также тем, что судоходные реки уже давно не чистятся от ила. У большегрузной баржи осадка в среднем около трех метров. 

Стоимость доставки карельского гранитного щебня баржой сравнима с доставкой железной дорогой. В 2014 году итоговая стоимость материала, привезенного по воде, оказывалась на 3-5% дороже. А в 2016-2017 годах наоборот - на 3-5% дешевле, чем вагонами.

Однако даже тогда, когда баржей доставить груз стоило дороже, заказчики охотно соглашались на «речную» альтернативы. Почему?

Дело в том, что большинство железнодорожных станций Москвы и Московской области готовы принимать и хранить не более 1000 тонн груза в месяц. Причем от нескольких заказчиков сразу. Таким образом, на каждого заказчика щебня приходятся не такие уж и большие объемы, хранимые на перевалке.

Баржей, во всяком случае, при наиболее благоприятных условиях, можно доставить за один раз до 7 тысяч тонн! Порт дает несколько дней на вывоз груза.

Поэтому даже с учетом большей стоимости транспортировки, заказчик может извлечь выгоду: баржа без задержек идет из Петербурга около недели, перевозит больший объем груза (от 1000 до 7000 тонн), чем железнодорожный состав (порядка 1000 тонн).

В пиковой же сезон, когда отмечается нехватка вагонов, баржа становится наилучшей альтернативой железной дороге. Однако, выбирая между тем, какой способ транспортировки карельского щебня выбрать – баржей или железной дорогой – необходимо учитывать следующий фактор: речной флот обновляется плохо, баржи используются уже устаревшие. Они нередко ломаются, а ремонт такого транспорта занимает один-два месяца!

При использовании железнодорожных составов, максимум, с чем можно столкнуться на практике, так это с неисправностью одного вагона, ремонт которого займет не больше нескольких недель.

Какие документы должны быть у поставщика сырья?

На рынке нерудного сырья Карелии действуют игроки разного масштаба. Так, например, группа компаний «Капитал» предпочла сотрудничество с наиболее крупными, и хорошо зарекомендовавшими себя добытчиками сырья – это АО «ННК» и ЛСР.

Основные документы в пакете горнодобывающей компании – это:

  • Лицензия на разработку недр;
  • Протоколы испытаний;
  • Сертификат соответствия ГОСТу;
  • Паспорт качества продукции. /li>

Практика показывает, что к последнему документы в этом списки со стороны заказчиков наблюдается несколько формальное отношение. Следует, однако, учитывать, что качественные характеристики природного сырья непостоянны, варьируется от места и способы добычи. В паспорте качества продукции фиксируется все актуальные показатели по основным характеристикам сырья на основе лабораторного анализа. Важен, например, такой параметр как «загрязненность». Загрязненность гранитного щебня в нормативных пределах не критична для производства бетона. Наличие же посторонних включений при изготовлении асфальтобетона влияет на количество потребляемого битума, и соответственно, не лучшем образом сказывается на издержках.

Поэтому при закупке гранитного щебня, к паспорту качества необходимо пристальное внимание.

В зависимости от назначения, гранитный щебень должен соответствовать ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ» и ГОСТ 7392-02 «Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути». Разумеется, любой добросовестный поставщик сырья следит за тем, чтобы его продукция соответствовала строгим нормам государственных стандартов качества.

«Путь в небо» из карельского гранита

Гранитный щебень закупается в больших количествах производителями бетонных, железобетонных изделий, асфальтобетона. Это подтверждает и практика группы компаний «Капитал», которая в городском округе Домодедово, в Подольском районе является основным поставщиком на асфальтные и бетонные предприятия.

3.jpg

Группа компаний «Капитал» также поставляла большие объемы гранитного щебня в аэропорт «Домодедово». Его новая – третья взлетно-посадочная полоса – легла на основу из карельского гранитного щебня фракции 40-70 миллиметров. Это почти миллион кубометров гранита!

Другие статьи

11
09.2018

На чём лежат рельсы новых станций московского метро?

О том, как мы получили заказ от строителя столичной подземки
Читать
14
05.2018

Известковый и известняковый щебень – есть ли разница?

Расставляем точки над i в вопросе, на который так мало корректных ответов
Читать
22
03.2018

Перевозка нерудных материалов

Как избежать ошибок, когда заказ уже получен, а своего автопарка нет. Авто, жд, речной транспорт.
Читать
04
04.2018

Особенности участия в тендерах

Можно ли небольшой компании выиграть большой гос.тендер? Мифы и факты.
Читать
11
09.2018

Штрафы и проверки поставщиков

Зачем проверять контрагентов, немного о ДПС и для чего нужны пробные поставки.
Читать