Как избежать ошибок, когда заказ уже получен, а своего автопарка нет. Авто, жд, речной транспорт.
Транспортировка нерудных материалов возможна тремя способами в зависимости от удаленности места разработки и конечного потребителя:
автотранспортом;
железнодорожным транспортом;
речным грузовым транспортом, то есть баржами.
Это известно всем, кто имеет даже поверхностное представление об устройстве рынка нерудных материалов.
Однако «стартаперам», которые только прицениваются к бизнесу в этой нише, могут быть неизвестны многие нюансы перевозки полезных ископаемых, и того, как осуществляется найм транспорта. В этой статье расскажем о некоторых «подводных камнях», и дадим полезные советы.
Транспортировка нерудного сырья, например, песка, щебня гравийного или известнякового осуществляется, как правило, напрямую с карьеров. Что касается гранитного щебня, то его привозят железнодорожными составами из Карелии, Белоруссии, с Кавказа, Урала. Его доставка автотранспортом будет осуществляться уже с перевалочных пунктов.
Когда поступает запрос от заказчика, важно определить ближайший до его объекта карьер, чтобы минимизировать стоимость перевозки самосвалами.
Для транспортировки сырья поставщик использует собственный автопарк. За неимением автопарка или же из-за нехватки автопоездов обращается к сторонним подрядчикам. Позже в этом материале мы подробнее рассмотрим вопрос необходимости собственного автопарка. Пока же объясним, каким образом поставщик и перевозчик находят друг друга.
Бизнес в сфере поставки нерудных материалов, как показывает реальная практика, консервативен. Часто вопрос перевозки сырья автотранспортом здесь решается личными и проверенными контактами. И все же этим возможности создания новых и поддержания старых деловых связей не исчерпываются.
Существует несколько наиболее популярных интернет-ресурсов, своего рода «бирж труда», где осуществляется кооперация поставщиков и транспортных подрядчиков.Одна из популярных площадок acoola.ru.
Стоит отметить, что такого рода «биржа труда» - это не просто возможность найти перевозчика. Но и возможность отыскать того, кто выполнит свою работу дешевле других, дав поставщику конкурентное преимущество.
Касаясь темы перевозки сырья автотранспортом, нельзя хотя бы коротко не сказать о существующих ограничениях по массе перевозимого груза, которые установлены нормативными актами.
Одним из факторов, разрушающих дорожное полотно, является перегруз автотранспорта – то есть, нарушение допустимых осевых нагрузок.
Ниже в таблице указана предельная масса транспорта с грузом, которая может выезжать на шоссе без дополнительного разрешения. Как видим максимальный вес – 44 тонны.
Тип транспортного средства или комбинации транспортных средств, количество и расположение осей
Допустимая масса транспортного средства, тонн
Одиночные автомобили
двухосные
18
трехосные
25
четырехосные
32
пятиосные
35
Автопоезда седельные и прицепные
28
36
40
шестиосные и более
44
Ответственность за нарушение данных нормативов устанавливается 12.21.1 КоАП РФ «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
Штраф за перегруз транспортного средства может составить от 80 до 100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, и 250-400 тысяч для юридический лиц.
Для того, что узнать, какая нагрузка приходится на оси, производится контрольное взвешивание автотранспорта.
Существует два вида взвешивания:
Динамическое взвешивание - без остановки транспортана скорости до 5 км/ч) с поосным взвешиванием. Погрешность может составлять от 0,5% до 3%. Статистическое взвешивание – наиболее точный вид определения масса транспорта с грузом.
Взвешивание транспорта с грузом необходимо не только для соблюдения нормативов, но и для контроля объемов поставляемой продукции. К сожалению, далеко не на всех объектах для этих целей имеются весы. Поэтому часто погрузка в самосвалы производится с учетом тоннажа, а разгрузка на объекте уже считается в кубометрах. Это приводит к путанице, так как не всегда есть строгая корреляция между объемом сыпучего сырья и его массой. В результате поставщик может потерять существенную часть прибыли. Недочет одного-двух кубометров в одном самосвале кажется мелочью, но если на объект приезжает сто большегрузных автомобилей, сколько тогда теряет поставщик?
На сегодняшний день специалисты отрасли отмечают тенденцию к централизации рынка нерудных материалов.Набирают силу крупные игроки сбольшими автопарками. Еще несколько лет назад маржинальность этого бизнеса позволяла иметь наемный транспорт. Здесь можно было держаться в лидерах, даже не имея автопарка.
Сегодня же наличие автопарка или своей собственной дочерней логистической структуры становится залогом выживания. Компании с автопарками могут позволить себе демпинг цен, тем самым вытесняя конкурентов.
Перевозка больших объемов сырья на удаленные объекты нерентабельна, поэтому в таком случае поставщик прибегает к кооперации с компаниями, предлагающими аренду железнодорожных вагонов.
Этот способ транспортировки сырья сопряжен со своими трудностями, главная из которых - нехватка вагонов. Наиболее остро проблема ощущается в период строительного сезона. Тогда между поставщиками разыгрывается борьба за возможность вовремя обеспечить себя транспортом.
Некоторые компании держат в штате сотрудника, в зону ответственности которого входит оперативный найм вагонов. Но даже заблаговременное бронирование и предоплата не спасают от форс-мажорных обстоятельств, когда транспорт по договору должен быть, но его почему-то нет. Это случается из-за проблем самих арендодателей. Конечно же, деньги – а речь идет порой о шестизначных суммах – арендодатели возвращают. Но процесс растягивается на долгое время.
Другая проблема – сроки.
Летом, в связи с периодом отпусков увеличивается количество пассажирских поездов. Тогда грузовым составам приходится по несколько дней простаивать на запасных путях – в так называемых отстойниках, чтобы разгрузить трафик. Из-за этого сроки поставок в пиковый сезон возрастают. Как пример, гранитный щебень из Карелии может прийти не через шесть, а спустя десять дней.
Стоимость транспортировки груза складывается не только из аренды вагонов, но также из тарифов РЖД.
Доставка баржами специфична, но в пиковый сезон, когда отмечается острая нехватка железнодорожных вагонов, может стать прекрасной альтернативой.
Этот способ доставки доступен только полгода. В европейской части Росси навигация – то есть сезон судоходства – открывается в середине апреля, а заканчивается к ноябрю.
Большегрузные баржи могут перевозить 5-7 тысяч тонн груза за один раз. Это значительное преимущество перед железнодорожным составом, который доставит только до 1000 тонн сырья.
Осадка такой баржи с грузом составляет порядка трех метров. Поэтому возможность найма большегрузной баржи зависит от того, какой выдалась зима. Бассейны рек должны быть полноводны после того, как стают снежные осадки.
Однако последние несколько зим в этом смысле выдались неудачными, и баржи в судоходный период использовались небольшие - на 1-2 тысячи тонн груза.
Проблема проходимости больших барж усугубляется также тем, что судоходные реки уже давно нормально не чистятся от ила.
Выбирая между баржами и арендой железнодорожных вагонов, важно учесть, что речной транспорт, к сожалению, обновляется редко. Зачастую речной флот составляют суда старше 20-30 лет. Поломка на барже может катастрофически сорвать планы заказчика, так как ремонт займет один-два месяца.
В случае использования железной дороги, можно ожидать неисправности вагона, но это не повлечет таких серьезных последствий.